ТРАНСПОРТ В РИМЕ
Попасть в Рим можно двумя путями - поездом и самолётом. Поезд Вас привозит в самый центр Рима на ж/д вокзал "Termini", и там Вы найдете любой нужный Вам транспорт. Самолётом Вы прилетаете в аэропорт Fiumicino "Leonardo da Vinci", или "Aeroporto di Roma Ciampino", которые находятся в 20 минутах езды на поезде от Рима (Termini).
С семи утра до девяти вечера каждые полчаса ходит экспресс-поезд до вокзала Термини. Остановок в пути он не делает и доезжает до центра Рима за полчаса. Цена поездки 11 евро. Другой вариант - поезда до вокзала Тибуртина, расположенного несколько на отшибе от центра города. Эти поезда ходят с пяти утра до половины одиннадцатого вечера, добираются 40 минут, останавливаясь еще на нескольких станциях, и стоят 5,50 евро. По ночам поезда заменяет ночной автобус номер 42N до вокзала Тибуртина с остановкой у Термини. Вы также можете воспользоваться такси (приблизительная стоимость 40 евро).
Автобусы и метро – основные виды городского транспорта в Риме. Кроме них есть еще и трамваи, менее удобные для передвижения по итальянской столице (правила пользования этим видом транспорта аналогичны правилам в автобусах).
Автобусы в Риме
Города в Италии по большей части небольшие, поэтому пользоваться общественным транспортом здесь приходится весьма редко. Однако, автобусы здесь достаточно удобный и дешевый, а потому любимый туристами и местными жителями вид общественного транспорта.
Именно автобусы несут в Риме основную транспортную нагрузку, перевозя в три с половиной раза больше пассажиров, чем метро. Немного помогают им в этом трамваи, маршрутов которых сейчас насчитывается всего шесть. Проходят они в основном недалеко от центра города, но не в самом центре. У них наблюдается тот же эффект - в противоположных направлениях трамваи могут двигаться по разным улицам.
Площадь вокзала Термини служит главным транспортным узлом Рима. Здесь находятся конечные остановки множества автобусных маршрутов. Всего их в огромном городе почти двести пятьдесят. При этом многие маршруты довольно запутаны. Происходит это потому, что уйма узких римских улиц имеет одностороннее движение. Из-за этого автобусам приходится совершать сложные маневры, и порой почти весь маршрут проходит туда и обратно по разным улицам.
Не будет лишнем приобрести карту автобусных маршрутов в информационном бюро АТАС, располагающемся на площади «Cinguecento» перед «Termini Station». Если понадобится мелкомасштабная карта какого-либо района Рима, Вам следует обратиться в информационное бюро «Tutto Citta». В информбюро же достаточно предоставить название нужной Вам улицы и Вам дадут описание всего маршрута - номер автобуса, где сойти и на какой другой пересесть, если нужно (или метро). И везде говорят, как минимум, на english, а так же могут во многом помочь с информацией работники станций метро.
Регулярное расписание автобусного движения обычно бывает вывешено на каждой автобусной остановке. При этом расписание составляется на будничные (feriale) и выходные (festivo) дни отдельно. Если же вдруг Вы увидели на табло надпись "Sciopero" - это значит, автобуса Вы дождетесь еще очень и очень не скоро. Причиной в этом случае является забастовка - нередкое явление в Италии.
Все маршруты городского транспорта работают с полшестого утра до полуночи с интервалами движения от 10 до 45 минут в зависимости от маршрута. Затем наступает время ночных автобусов. Они обозначаются индексом N после номера маршрута. Двадцать семь маршрутов курсируют всю ночь с интервалами в час или полчаса.
Кроме того, в систему римского транспорта включены также пригородные поезда. Управляют всем этим хозяйством три компании. ATAC отвечает за трамваи и автобусы внутри городской черты. COTRAL занимается пригородными автобусами, метро и некоторыми пригородными поездами. Наконец, государственная железнодорожная компания FS ведает всеми остальными поездами, на которых можно передвигаться внутри римской транспортной системы.
Средняя по Италии цена билета на городской автобус (или трамвай) равна приблизительно €0,7-1. За эту сумму Вы сможете сделать неограниченное количество поездок за 60 мин. Существуют так же билеты многоразового использования:
· на 3 часа (per 3 ore) - €1,5-1,8;
· на 4 часа (quattro corse) - €3,5-3,9;
· на 24 часа (giornaliero) – около €4,50.
Существуют также так называемые "time-limite" билеты, позволяющие за ту же самую цену сделать три поездки на городском транспорте (в том числе при пересадках с одного вида транспорта на другой) в течение 1 часа 15 минут. Билеты на городской автобус можно приобрести в газетных или табачных киосках "Tabacchi", а в автобусе их необходимо компостировать. Купить билет среди бела дня у водителя нет никакой возможности. Лишь после 9 вечера Вы сможете оплатить у него проезд, но уже в полтора раза больше цены обычного билета.
Насчет проездных - для того, чтобы получить право пользования проездным, необходимо сначала оформить удостоверение личности (carta d identiti) за €5 все в том же Ufficio Abbonamenti e Informazioni ATAF. Затем, в приобретаемом Вами проездном вписывается номер этого удостоверения, Ваши имя и фамилия. После всего в проездной обязательно ставится штамп, без которого он будет считаться недействительным. Цена на такой проездной во всех итальянских городах не превышает €31. Студенческая скидка чаще всего предоставляется только учащимся европейских вузов.
Каждому путешествующему по Италии не помешает запомнить, что вход в автобус (и трамвай) здесь осуществляется только через передние и задние двери. Именно около них установлены компостеры. Средние же двери предназначены для выхода пассажиров из транспортного средства.
Помимо обычных маршрутов, существуют еще несколько туристских автобусных линий. Они соединяют основные достопримечательности итальянской столицы. А в центре города три маршрута переведены на небольшие электромобили, вернее, электроавтобусы, электробусы, или как их там.
В середине нынешнего века в Риме появилось метро, но оно не получило такого мощного распространения, как в прочих европейских столицах. Не вяжется как-то метро с консервативным итальянским Югом. Сейчас в Риме только две линии метро общей протяженностью всего 32 километра. Они пересекают город крест-накрест. Станция пересадки - главный римский вокзал Термини. Интервал движения - около пяти минут, в воскресенье - около восьми. Работает метро с полшестого утра до половины двенадцатого вечера, а в субботу - до половины первого ночи.
Линия «А» (18 км) соединяет центр («Ottaviano» недалеко от Ватикана) и удаленные районы Рима на востоке (через «Anagnia»), линия «B» протянулась от северных городских окраин («Rebbibia») до южных (промышленный комплекс EUR). Готовят к пуску и третью С. Две линии метро для такого большого города очень мало, а потому оно всегда переполнено. Летом и зимой не продохнуть, не смотря на хорошую вентиляцию. Доехать от одной конечной станции до другой у Вас займёт 1 - 1,5 часа. Линия В работает как часы - точно и без сбоев, линия же А - это национальная беда. Вечные запаздывания, непредвиденные остановки, непонятные торможения. А причина проста: большинство офисов, министерств, культурно-посещаемых сооружений находятся на протяжении линии А, а потому она более загружена. Она находится ниже по уровню чем линия В, а потому нуждается в большей вентиляции. Она старее чем линия В, а потому её сложнее содержать в порядке - постоянно требуется ремонт. А поскольку Рим за всю свою историю был не раз разрушен и построен заново на собственных руинах, то и фундамент города на стабилен, он просто пуст. Римляне очень боятся какого-нибудь малейшего землетрясения - город рискует провалиться сам в себя. И потому особо рыть не хотят.
Купить билет в метро можно непосредственно на самой станции метро в билетных автоматах (там есть все инструкции на 5 языках, русского нет). Так же билеты можно купить в газетных киосках или в барах. Стоимость билета - в зависимости от продолжительности поездки:
- на 75 мин. (от момента компостирования билета) - € 0,77
- на 24 часа - € 3,10
- на 1 неделю - € 12,40
Штраф за безбилетный проезд в метро - € 50
Такси в Риме
Такси в Риме - достаточно дорогое удовольствие. Короткие поездки здесь крайне не выгодны: посадка и первые 3 км обойдутся Вам не меньше € 4, далее - по € 0,7 за километр. В воскресные и праздничные дни (имеются в виду государственные праздники) плата за такси берется с наценкой приблизительно в € 0,6. Ко всему прочему в ночное время, коим в Риме считается часть дня с 22:00 до 7:00, Вам придется смириться с наценкой почти в € 2.
Стоимость поездки автоматически регулируется таксометром.
|
TARIFFA/ТАРИФ
|
€
|
SCATTO DI PARTENZA (7.00-22.00)
|
2,33
|
Посадка (7.00-22.00)
|
SCATTO DI PARTENZA (7.00 - 22.00 Festivo)
|
3,36
|
Посадка (7.00-22.00 выходной)
|
SCATTO DI PARTENZA (22.00 - 7.00 Notturno)
|
4,91
|
Посадка с (22.00 - 7.00 Ночной)
|
COSTO ORARIO
|
20,66
|
Почасовая оплата
|
COSTO AL KM. (urbana) entro G.R.A.
|
0,78
|
Стоимость 1 км внутри кольцевой дороги G.R.A
|
COSTO AL KM. (extraurbana) oltre G.R.A.
|
1,29
|
Стоимость 1 км за пределами кольцевой дороги G.R.A.
|
BAGAGLIO oltre (35 x 25 x 50)
|
1,04
|
Багаж превышающий (35 x 25 x 50)
|
О штрафах
Пожалуй, совсем не лишним будет подчеркнуть, что проезд в городском транспорте в Италии нужно оплачивать обязательно! Даже полное отсутствие денег не тронет «железных» итальянских контролеров. Попытки решить все «полюбовно» тоже наверняка не увенчаются успехом, а могут и вовсе привести к еще большим неприятностям, как то: более существенный штраф или даже арест.
Штраф в городском транспорте Италии равен приблизительно €40. Ко всему прочему Вам еще придется заплатить те самые «злосчастные» €1. Если денег на штраф не окажется, Вам выпишут квитанцию, которая подлежит оплате в течение 60 дней в любом почтовом отделении или в Ufficio Abbonamenti e Informazioni ATAF. Просрочка штрафа означает, что Вам придется теперь выложить уже не €40, а €200 плюс данные о Ваших «проделках» будут переданы в посольство, что может грозить, к примеру, проблемами при дальнейшем въезде в страны Шенгенского соглашения.