Достопримечательности
- Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре
Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции. Решение о строительстве Собора на месте древней церкви Санта Репарата (IV—V века) было принято в 1289 году. В самом начале строительства проектированием собора занимался Арнольфо Камбио.
Дуомо (итал. Duomo), он же — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы вместить всё население города (на момент строительства — 90 000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Размеры собора:
длина — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров
По величине собор является четвёртым в мире, после римского собора Святого Петра, лондонского собора Святого Павла и кафедрального собора (Дуомо) в Милане. Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.
- Площадь Синьории
Площадь Синьории изначальной в планировке города не предусматривалась. При римлянах на месте нынешнего палаццо с зубчатыми стенами был театр, из руин которого хозяйственные потомки накроили изрядное количество башен.
Площадь возникла и увеличивалась в XIII- XIV вв. путем сноса домов, принадлежавших семьям Уберти и Форабоски и других флорентийских гибеллинов. В 1260 году, после окончательной победы гвельфов над гибеллинами, дома их (числом 36) сровняли с землей, посыпали солью, и устроили на этом месте площадь, которая за семь последующих веков успела перебывать площадью Приоров, площадью Великого Герцога и даже площадью Нации, но во все времена оставалась идеологически выдержанным местом. Не просто пустым пространством неправильной формы, а статусным символом.
Высокая и готическая Лоджа-деи-Ланца воздвигнута между 1376 и 1391 гг. архитекторами Бенчи Чоне и Симоне Таленти. Вход в нее украшают два льва, а внутри выставлена превоклассная флорентийская скульптура: впереди слева знаменитый бронзовый «Персей» Челлини, справа «Похищение сабинянок» Джамболоньи и по центру его же «Геркулес и кентавр.
- Дворец Барджелло
Дворец Барджелло имеет вид мощной суровой крепости со своей башней делла Волоняна, с зубчатым завершением и бойницами. Дворец был построен в 1255 году специально для правителя города. Со временем здесь разместились подеста (глава исполнительной и судебной власти), затем - Совет правосудия. В 1574 году дворец стал принадлежать капитану полицейской стражи (барджелло).
Снаружи здание разделяют на три части два горизонтальных пояса. Окна имеют различную форму: в верхней части здания - одинарные или парные, внизу - с ригелями. Верх здания украшен выступающим зубчатым карнизом, образованным небольшими арками и консолями.
С внутренней стороны здание окружает Двор с портиками по трем сторонам, пилонами и аркадами. Живописная открытая лестница, построенная в XIV веке архитектором Нери ди Фьорованте, ведет в верхнюю Лоджию работы Тоне ди Джованни (1319 г.). Стены Двора покрыты множеством гербов правителей города и верховных судей. С 1859 года Дворец стал Национальным музеем, где хранится скульптура эпохи Возрождения, а также шедевры искусства других эпох.
- Дворец Питти
Это один из самых грандиозных флорентийских дворцов. Он был создан в 1487 году, предположительно по проекту Брунеллески. В XVI веке Амманнати расширил его. Облицовка рустом из огромных блоков покрывает весь фасад. Единственным элементом украшения являются помещенные под окнами нижнего этажа головы львов, увенчанных коронами. Во дворце размещены Королевские апартаменты, Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра и Музей карет.
- Церковь Санта Кроче
Эта монументальная церковь - уникальный памятник, представляющий огромную историческую ценность не только благодаря чистоте выражения готического стиля, но также и из-за богатства хранящихся в ней произведений искусства. Создание базилики Санта Кроче (Св. Креста), одной из самых больших церквей города, приписывается гениальному мастеру Арнольфо ди Камбио, начавшему работать над ней с 1294 года. Работы продолжались до второй половины XIV века, но освящена она была только в 1443 году. Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н.Матаса, относится к XIX веку. Колокольня, датируемая тем же периодом (1847 г.), была построена по проекту архитектора Дж.Баккани. Вдоль левой стороны базилики идет портик из легких, почти воздушных арок.
- Галерея Уффици
Галерея Уффици - не только один из старейших музеев Италии, начало которому было положено еще в 1560 году, когда флорентийский герцог Козимо Медичи начал постройку новой резиденции. Это еще и самое значительное в мире собрание итальянской живописи, начиная с зарождения собственно итальянской национальной школы в XIII веке и кончая произведениями XVIII века, когда итальянская живопись, пережив долгий и пышный расцвет в XV-XVII веках, стала клониться к упадку.
Среди жемчужин, составляющих собрание Уффици, трудно указать наиболее драгоценные. Но некоторые картины уже давно стали визитной карточкой знаменитой галереи, подобно "Джоконде" или Венере Милосской в парижском Лувре. Это прежде всего две картины великого флорентийского художника Сандро Боттичелли "Аллегория весны" ("Примавера") и "Рождение Венеры". Написанные между 1477 и 1485 годами на вилле Медичи в Кастелло, они остаются олицетворением "золотого века" итальянского искусства - эпохи Высокого Возрождения.
- Мост Понте Веккио
Понте Веккио - самый древний мост города, и не только потому, что это единственный мост, сохранивший свой первоначальный облик, но также и потому, что он находится на том самом месте, где были построены три предшествующих моста: мост древнеримской эпохи; мост, обрушившийся в 1117 году, и мост, снесенный во время наводнения 1333 года. Мост, который можно видеть сегодня, - творение архитектора Нери ди Фьораванте (1345 г.), создавшего прочную, но легкую и изящную конструкцию из трех арок.
- Церковь Санта Мария Новелла
Ее задумали и построили монахи-доминиканцы Систо да Фиренце и Ристоро да Кампи. Строительство началось в 1246 году на месте доминиканской молельни Х века Санта Мария делле Вине. В 1279 году были закончены нефы, а во второй половине XIV века Якопо Таленти завершил постройку Колокольни и Сакристии. Прекрасный фасад церкви - результат переделки, предпринятой Леоном Баттиста Альберти в 1456-1470 годах. Талантливый архитектор создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с ее четкой ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором.
- Церковь Сан Лоренцо
Это самая древняя церковь города, так как она была освящена еще Св. Амвросием в 393 году. В 1060 году она была перестроена в романском стиле. Своим современным обликом церковь обязана Брунеллески (1423 г.). Выразительный и благородный в своей античности фасад лишен мраморной облицовки (проект Микеланджело по декорировке церкви мрамором так и не был осуществлен).
- Церковь Сантиссима Аннунциата
Первоначально это была молельня Ордена сервитов, построенная за пределами второй крепостной стены города (1250 г.). Современный облик церковь приобрела в 1444-1481 годах благодаря усилиям таких зодчих, как Микелоццо, Паньо Портинари и Антонио Манетти. Портик фасада украшают коринфские колонны. Интерьер церкви был изменен в середине XVII века.
Церковь Сантиссима Аннунциата находится на одноименной площади, в центре которой возвышается конная статуя Фердинанда I Медичи. Она является парной к статуе Козимо I, находящейся на площади Синьории; ее автором был тоже Джамболонья, но закончил ее Такка в 1608 году. Такка является также автором двух фонтанов, изображающих гротескных морских чудовиц, и помещенных в строгой симметрии по обеим сторонам этой площади.
- Капеллы Медичи
Это обширное здание - своего рода фамильный склеп Медичи - возвышается позади церкви Сан Лоренцо. Вход ведет в просторный зал с низким потолком, оформленный Буонталенти. Здесь находится гробница Козимо Старшего, гробница Донателло, гробницы лотарингских и других великих герцогов.